Интерактивные игры в коррекционной работе

с детьми с ОВЗ

Сайт для неравнодушных педагогов

и заботливых родителей 

учителя-логопеда

Галины Николаевны Ковшик 

МБОУ  "СШ № 3"

г. Норильск

Красноярский край

                                 РАССКАЗЫ И СКАЗКИ
                              (по лексическим темам)
                       Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.
                                Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

                                                               Тема: «Овощи»
Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.
     Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший. 
- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
- Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
     Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:
- Кто спорил в огороде?
- Какая морковка?
- Какой огурчик?
- Какой лучок?
- Какие помидорчики?
- Какой укропчик?
- Что приготовили из овощей?
                                                                       
Тема: «Фрукты»
Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным;
- Образование единственного и множественного числа существительных.

Запасливый Ёжик.
     Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...»
     Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»
     Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»
     Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:
- Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?
- Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:
- Куда пришёл Ёжик?
- Что считал Ёжик?
- Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.
- Зачем он их считал?

 


                                                                      Тема: «Грибы»
Цель: - Различать и употреблять предлоги;
- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Грибники.
     Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около  берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.                                              
 Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

 Вопросы к тексту:
- Куда пошли Петя и Вася?
- Где стоял маслёнок?
- Где росли моховики?
- Откуда виднелись жёлтые лисички?
- Где нашли подберёзовик?
- Откуда выглядывал подосиновик?
- Рядом с чем нашли боровики?

 

 


                                                                     Тема: «Осень»
Цель: - Образование относительных прилагательных;
- Согласование прилагательных с существительными
    

Букет для мамы.
         В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня -  и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.
       «Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму  рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой  наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:
- Где было очень красиво?
- Какие были листья на деревьях?
- Из каких листьев Зайчонок собрал букет?
- Кому он подарил букет?
  


                                                                     Тема: «Игрушки»
Цель: - Различение значений и употребление предлогов;
- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Мишин сон.
      Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины  он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её  так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем  из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», - подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.
     Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.
    Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.
  
Вопросы к тексту: 
- Во что Миша любил играть?
- Откуда он достал кубики?
- Где взял машину?
- Куда он загрузил кубики?
- Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?
- Куда он бросил самолёт?
- Что приснилось Мише?
- Чего больше не было у него?
- Почему ему стало грустно?
- Когда он проснулся, что он понял?
   


    
                                                                     
Тема: «Посуда»
Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Образование относительных прилагательных.
 

Чаепитие.
          Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе. 
         Однажды Маша предложила Юле  попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!
Вопросы к тексту:
-Как звали сестёр?
- Кто из них была старшая?
- Что Маша предложила Юле?
- В чём девочки заварили чай?
- Куда положили сахар?
- Куда выложили сухари?
- Во что положили конфеты?
- Во что Маша наливала чай себе и сестре?
- С чем девочки пили чай?

 

 

                                                          Тема: «Одежда и обувь»
Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями;
- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Жадная Принцесса.
         В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.
       Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.
      С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:
- Где жила Принцесса?
- Что кричала она, когда ей нравилась какая - ни будь вещь?
- Кому Король не мог отказать?
- Куда  однажды вышла Принцесса и кого она увидела?
- У кого слуги отобрали коня?
- Куда поскакал конь?
- Откуда вылез медведь?
- Куда вернулась Принцесса?

 


                                                                          Тема: «Зима»
Цель: - Изменение существительных по падежам;
- Употребление предлогов.

Снеговик.
    Однажды  зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика.  Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:
- Кого слепили дети?
- Из чего слепили Снеговика?
- Чем замело дороги?
- По - чему шёл Снеговик?
- Кого встретил он в соседнем дворе?
- О чём беседовали Снеговики?
- Кого утром будут лепить дети?

 


                                                                  Тема: «Дикие звери».
Цель: - Образование притяжательных прилагательных;
- Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.

Как звери в прятки играли.
       Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить  и разбежались кто куда. Водить стал волк.  Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел  заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:
- Кто играл в прятки?
- Кто водил?
- Откуда виднелся лисий хвост?
- Что торчало из – под ёлки?
- Откуда волк увидел заячьи уши?
- Что увидел из – за куста?
- Что блестело в дупле?
- Откуда торчали ежиные иголки?
- Что торчало из – под корней?
- Откуда была видна медвежья лапа?
- Что было видно из – за кустиков?

 

 
                                                         
Тема: «Домашние животные»
Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;
-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Хвастливый кот.
      В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и  не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры -  в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.
     Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:
- Где жил хвастливый кот?
- Как его звали?
- Как хвастался кот?
- Где прятались куры?
- Где прятались свиньи?
- Где прятались коровы?
- Где прятались лошади?
- Где прятались кролики?
- Кто напугал хвастливого кота?
                                                                 
   Тема: «Транспорт»
Цель: - Употребление приставочных глаголов;
- Употребление предлогов.

Трудолюбивый грузовичок.
    Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина.  Когда он подъехал к светофору,  то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:
- Где жил маленький грузовичок?
- Что делал грузовичок с утра до вечера?
- Из гаража он что сделал, выехал или въехал?
- На заправку он заехал или переехал?
- Когда он заправился, то уехал или заехал?
- К светофору он подъехал или выехал?
- От остановки отъезжал или подъезжал автобус?
- По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?
- До песчаного карьера он доехал или переехал?
- В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

 


                                                                       Тема: «Весна»
Цель: - Употребление сравнительной степени наречий;
- Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Весна.
     Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы. 
Вопросы к тексту:
- Какие дни стали весной?
- Как светит солнце?
- Как поют птицы?
- Где тает снег?
- Где распускаются подснежники?
- На чём набухают почки?
- Что стали вить грачи?
- Кто сменит белые шубки на серые?
- Откуда вылезут медведи?
- Откуда вернуться перелётные птицы?

 


                                                                      Тема: «Семья»
Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;
- Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.


Мамина помощница.
         Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки.  В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными.  «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама.  «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:
- Кто решил навести порядок?
- Чью кружку вымыла Маша?
- А чью чашку?
- Чьи очки она протёрла?
- Чей был зонтик?
- Чей фартук Маша повесила на кухне?
- Чьи были газеты?
- Чью обувь она поставила в ряд?
- Чьи игрушки остались не убранными?

                                                                    Тема: «Мебель»
Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными;
- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

Новоселье.
      У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель  отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата. 
- Чтобы есть нужен обеденный стол, - сказала медведица.
- А нам нужен столик, чтобы играть, - дружно сказали медвежата.
- Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, - прорычал медведь. 
- И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.
- Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, - сказала медведица.
- Для игрушек купите нам тумбочку, - попросили медвежата.
- Надо купить тумбу под телевизор, - сказал медведь.
-  Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф,  - говорила  медведица.
- А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.
- Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, - прорычал медведь.
      Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:
- Что построила медвежья семья?
- Чего не было в новом доме?
- Чтобы есть, какая нужна мебель?
- Что надо было медвежатам, чтобы играть?
- Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?
- На чем медведи будут спать?
- Что просили медвежата для игрушек?
- Что надо купить под телевизор?
- Для посуды, что надо медведям купить?
- Куда они будут убирать одежду?
- Что ещё надо купить в комнату и на кухню?
- Куда медведи привезли мебель?

   

 

 

                                                              Тема: «Профессии»
Цель: - Употребление существительных в творительном падеже;
- Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
    

Кем быть?
    Однажды Витя задумался –  кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить…  А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится - нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? 
    Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу.  «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» - подумал Витя и побежал гулять. 

Вопросы к тексту:
- О чём задумался Витя?
- Кем хотел работать Витя на автобусе?
- А кем хотел работать на поезде?
- Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?
- Кем хотел быть, чтобы людей лечить?
- Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?
- Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?
- О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

 

                                                                            Тема: «Цветы»
Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;
- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

На цветочной клумбе.
    На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых  лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:
- Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, - говорили синие васильки.
- А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, - отвечали им белые ромашки.
- А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.
     И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли. 
- Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, - загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:
- Где росли цветы?
- Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?
- Кому мешали белые ромашки?
- Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца? 
- Кому мешали красные гвоздики?
- Куда спряталось солнце?
- Кто загрустил?